В 2023 году стоимость логистики в РФ в среднем увеличилась на 30%, при этом существует дефицит складов и проблемы с обработкой грузов на приграничных пунктах.
Дефицит инфраструктуры приводит к финансовым потерям для автоперевозчиков и повышению расходов на тарифы и стоимость грузов. Например, из 12 автомобильных погранпереходов между Россией и Китаем складской инфраструктурой с российской стороны оборудованы только МАПП «Забайкальск – Маньчжурия», «Благовещенск – Хэйхэ» и «Пограничный – Суйфеньхэ». Дефицит складов доводит автоперевозчиков до финансовых потерь: срок оформления и обработки грузов увеличился до недели.
Эксперты высказывают необходимость расширения логистических мощностей, особенно в Забайкальском крае, для улучшения обработки и перевозки грузов из Китая.
Также отмечается рост грузоперевозок из Московской области, заставляя компании развивать автопарки и инвестировать в новую технику. Инвестиции способствуют расширению географии перевозок и росту ставок на логистические услуги.
За последние два года цепочки поставок как шли из Европы и США, так и идут, но вместо прямой доставки компании вынуждены использовать регионы-прокси, делая закупки через компании в этих странах, например, Турции, ОАЭ, Грузии.
Международные морские линии перестали включать порты Санкт-Петербурга и Новороссийска в свои маршруты, переключая грузопоток на порты Дальнего Востока. Однако, ситуация стабилизируется, и азиатские цепочки поставок возвращаются в порты России.
Интересное развитие получили цепочки поставок e-com из Китая, здесь важна скорость, поэтому классическая цепочка поставки строится на авиа доставке, но поставки идут через московский авиационный узел.